Сборка интервью с Джоан Роулинг, по материалам сайта hpforum.ru
Содержание:
Интервью 16 июля 2005 года 1
В прямом эфире ВВС в передаче "Ричард и Джуди", 26 июня 2006 9
"Вечер с Гарри, Кэрри и Гарпом", Нью-Йорк, 1–2 августа 2006 - Вопросы от аудитории 10
Today Show (NBC), 26 июля 2007 12
Чат с Дж. К.Ролинг на сайте Блумсбери, 30 июля 2007 13
Выступление Роулинг в Карнеги-Холл, Нью-Йорк, 19 октября 2007 16
Интервью сайту The Leaky Cauldron 18
Интервью в журнале Words with Jam, Июнь 2011 (фрагменты) 18
Интервью после премьеры фильма "Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть 2" 19
Еще одно интервью 19
Примечания 19
Джоан Роулинг
Только факты. Интервью с Роулинг
Интервью 16 июля 2005 года
После выхода 6-й книги
Перевод verita
Участники:
Джоан Роулинг (JKR)
Емерсон Спатц, "Магглнет" (ЕС):
Мелисса Анелли, "Дырявый Котел" (МА):
Емерсон Спатц, "Магглнет" (ЕС): С кем вы обсуждаете книги про Гарри Поттера?
JKR: Вы имеете в виду - когда работаю над ними? Практически ни с кем. Для меня это необходимое условие работы, и из-за этого у меня репутация отшельника. Не знаю, справедливо ли это для Америки, но в Британии невозможно прочитать ни одной статьи обо мне (я прочитала сотни подобных статей и уверена, что на самом деле их гораздо больше), в которой меня не назвали бы отшельницей. Но я не отшельница, ни в малейшей степени. Они имеют в виду то, что я скрытная, но и это не совсем верно - я скрытная потому, что для меня это необходимое условие работы. Это не имеет ничего общего с авторскими правами, с попытками защитить свою "собственность" - я ненавижу, когда это называют "собственностью", но другие употребляют именно это слово. Просто я считаю, что, обсуждая книгу во время работы над ней, писатель попусту растранжиривает энергию, которая нужна для дела.
Вы можете встретить - да все мы встречали - массу людей, которые сидят в барах и обсуждают романы, которые они пишут. Если бы они писали, они сидели бы дома и работали. Иногда я говорю Нейлу, что у меня сегодня был удачный день, или что я придумала хорошую шутку, над которой сама смеялась. Но я никогда не обсуждаю детали. А когда я, наконец, передаю рукопись своим редакторам - Эмме, английскому редактору, и Артуру, американскому редактору, они оба читают рукопись, обсуждают ее друг с другом и приходят ко мне со своими предложениями. Это, конечно, очень здорово, когда появляется кто-то, кто читал твою книгу и с кем ее можно обсудить. Вы теперь знаете, что я помалкиваю все 18 месяцев, пока работаю, а потом меня прорывает, потому что уж очень хочется с кем-нибудь поговорить, и именно Эмме и Артуру достаются мои первые излияния. А потом я с радостью выслушиваю их мнение. Оба они очень хорошо отозвались о шестой книге, она им по-настоящему понравилась. Ну а потом мы, конечно, обсуждаем текст.
ЕС: Возможно это странный вопрос, но сколько раз вы перечитывали собственные книги?
JKR: Это не странный вопрос, это вполне правомерный вопрос. После того как книга издана, я редко перечитываю ее. Но забавно - когда я беру книгу, чтобы проверить какой-нибудь факт, я начинаю читать, увлекаюсь и могу прочитать несколько страниц перед тем, как вернуться к работе. Но если я, к примеру, выбираю, что почитать, принимая ванну, я никогда не возьму с собой одну из собственных книг. Поэтому тысячи фанатов знают мои книги гораздо лучше, чем я. Мое преимущество в том, что я знаю, что произойдет дальше, и я знаю предысторию многих персонажей.
Мелисса Анелли, "Дырявый Котел" (МА): И сколько у вас сейчас коробок с предысториями?
JKR: Трудно сказать, потому что я очень неорганизованный человек, но да, коробки есть. Предыстории меня записаны в основном в записных книжках, потому что они очень важны, и я должна хранить их так, чтобы потом смогла отыскать. Я вечно все теряю, а записную книжку потерять труднее, чем листок бумаги.
ЕС: Когда выйдет седьмая книга, вы продолжите обновлять свой сайт и отвечать на вопросы?
JKR: Да, я не собираюсь закрывать сайт с двенадцатым ударом часов того дня, когда седьмая книга будет закончена. Конечно, не собираюсь. Мне кажется, что я просто не смогу ответить на все вопросы, потому что в самой книге я не смогу, к примеру, поместить таблицу и указать в ней, каковы любимые цвета персонажей. Но люди хотят знать и такие подробности, правда же? Так что в книге я все равно не смогу ответить на все, что хочет знать настоящий фанат, а сайт - прекрасный способ это сделать.
К тому же, мне кажется, что после седьмой книги люди захотят продолжать строить теории о героях, потому что некоторым людям особенно интересны отдельные персонажи, рассказ о прошлом которых неуместен в сюжете, потому что это не главные герои истории, так что тут остается богатый простор для фантазии. Как у Джейн Остин. Я большая поклонница Джейн Остин и в конце истории всегда начинаю размышлять о том, как герои жили дальше. Они все еще существуют, живут, и можно фантазировать сколько угодно. Я уверена настолько, насколько вообще могу быть уверена, что седьмая книга будет последней, даже если все будут смотреть на меня большими щенячьими глазами и упрашивать: "Ну, хоть еще одну!" Их будет семь.
ЕС: Семь книг - это длинная серия.
JKR: Да уж, я не думаю, что кто-нибудь сможет сказать, что я ленилась.
МА: Если вы все-таки будете писать что-то еще касающееся ГП, это будет о самом Гарри Поттере или о другом персонаже, или что-то вроде справочника?
JKR: Наиболее вероятный вариант, и я уже несколько раз об этом говорила, что появится энциклопедия, в которой я смогу позабавиться с героями второго плана и опубликовать полные биографии всех героев.
МА: Хорошо, тогда самый важный, самый главный вопрос по шестой книге. Снейп - злодей?
JKR: [Сдерживает смех] Ну вы же читали книгу. И как вы думаете?
ЕС: Она хочет добиться от вас однозначного ответа.
МА: Есть теория о тайном сговоре, есть люди, которые будут утверждать…
JKR: Отчаянно цепляться за последнюю надежду… [смеется]
ЕС: Да!
МА: ДА!
ЕС: Как некоторые известные нам шипперы!
[Все трое смеются]
JKR: Ну, хорошо, вполне очевидно, что отношения Гарри и Снейпа стали теперь такими же личными, как Гарри и Волдеморта, если не больше. На ваш вопрос я ответить не могу, потому что это спойлер, что бы я ни сказала. Это настолько плотно связано с тем, что произойдет, когда они оба снова встретятся, что я не могу ничего вам сказать. К тому же, сейчас появится десять тысяч разнообразных теорий, и я оторвусь как следует, читая их [смеется]. Может, я злая, но я обожаю теории.
ЕС: Я знаю, что Дамблдор старается видеть хорошее в людях, но иногда кажется, что его доверчивость граничит со слепотой.
JKR: [Смеется] Да, я согласна, совершенно согласна.
ЕС: Как может человек, который настолько…
JKR: Умен…
ЕС: быть настолько слепым в отношении некоторых вещей?
JKR: В седьмой книге будет рассказано, откуда у него эта черта. Но должна сказать, что я несколько раз подчеркивала, особенно в пятой и шестой книгах, что мощный интеллект не может защитить от эмоциональных ошибок, и Дамблдор прекрасно иллюстрирует это. На самом деле, я склоняюсь к мысли о том, что большой ум может создать для человека определенные проблемы, и именно это происходит с Дамблдором. Думаю, вы это заметили, читая книги. Где равный ему, где его наперсник, его партнер? Никого нет. Он всегда тот, кто дает, кто делится своими знаниями и своей интуицией. Так я считаю, и поэтому прошу читателей согласиться с тем, что МакГонагалл не подходит на роль второго в команде, она не равная директору. Вы получили весьма уклончивый ответ, но сейчас я не могу сказать большего.
ЕС: Нет, это был хороший ответ.
МА: Интересная мысль об одиночестве Дамблдора.
JKR: Я представляю его себе человеком, несколько обособленным от других, и есть люди, которые разделяют мое мнение о том, что временами он слишком бесстрастен. Мой сестра однажды сказала мне, имея в виду момент, когда Хагрид сидит, запершись в своей хижине после того, как Рита Скитер написала в статье о том, что он полугигант. "Почему Дамблдор не пришел к нему раньше, почему?" - сказала мне сестра, и я ответила, что он хотел дать Хагриду возможность немного повариться в собственном соку и самому разобраться в себе, потому что если он сам разберется в себе, будет намного лучше. А сестра сказала, что он такой бесстрастный, такой холодный, прямо как я [смеется]. Она хотела сказать, что она в такой ситуации сразу побежала бы успокаивать Хагрида, а я сказала бы: "Давай подождем и посмотрим, не справится ли он сам". Я не стала бы оставлять его на неделю, я оставила бы его на несколько часов. Но сестра сразу бы бросилась в хижину.
ЕС: Один из вопросов, который не дает мне покоя с третьей книги, - почему Волдеморт предложил Лили так много шансов выжить? Он бы на самом деле оставил ее в живых?
JKR: Да.
ЕС: Почему?
JKR: [Помолчав] Этого я не могу сказать. Но ты абсолютно прав - он предлагал. Не хочешь ли ты спросить, почему смерть Джеймса не защитила Лили и Гарри? Ты сам только что ответил на свой вопрос. Лили могла остаться в живых, но выбрала смерть. Джеймса убили бы в любом случае. Понимаешь, что я имею в виду? Я не хочу сказать, что Джеймс не был готов умереть за свою семью, он и умер, пытаясь их защитить, но его все равно убили бы. Ему не оставили выбора, он кинулся защищать их, повинуясь инстинктам. Храбрость бывает разной. Джеймс - очень храбрый человек. Но бесстрашие Лили в этом конкретном случае я ставлю выше, потому что она могла спасти свою жизнь. Конечно, любая нормальная мать поступила бы точно так же. В этом смысле ее бесстрашие тоже инстинктивно, но у нее было время на то, чтобы сделать выбор. А у Джеймса не было. Представьте себе, что в ваш дом ворвались грабители. Вы инстинктивно будете защищаться. Но если вам хладнокровно скажут: "Уйди с дороги и мы тебя не тронем", - вы знаете, как вы поступите? Я не думаю, что любая мать поступит так же, как Лили. А Лили сознательно пожертвовала жизнью. Перед ней был четкий выбор…
ЕС: А у Джеймса выбора не было?
JKR: Он умер именно для того, чтобы защитить Гарри, сделав четкий выбор? Нет. Тут достаточно тонкая грань, и все это весьма сложно, но, по сути своей, ответ таков.
МА: Она знала, какой эффект может быть, если она закроет собой Гарри?
JKR: Нет, потому что, как я старалась объяснить в книгах, раньше не случалось ничего подобного. Еще никому не удавалось выжить. И никто не знал, что может произойти.
МА: Так значит, никто - ни Волдеморт, ни кто-то другой, использующий Аваду, - никогда не давал жертве выбора….
JKR: Может, выбор и давали, но по-другому.
ЕС: Когда Сириуса арестовали по обвинению в убийстве Петтигрю и магглов, он действительно смеялся, или это придумали, чтобы выставить его буйнопомешанным?
JKR: Действительно ли он смеялся? Да, могу точно сказать, что так и было. Он смеялся, потому что я создала его таким. Для меня Сириус из людей такого сорта, которые постоянно балансируют на грани - не было ли у вас такого чувства, когда вы читали про Сириуса? А еще он немного пустозвон. Мне по-настоящему нравится этот персонаж и я знаю, что он нравится многим читателям и они до сих пор упрашивают меня вернуть его назад. [смеется]. Но у Сириуса есть свои недостатки - я уже говорила об этом, - причем недостатки, ярко бросающиеся в глаза. По моим представлениям, у Сириуса нечто вроде задержки развития. Думаю, это заметно по их с Гарри отношениям в ГПиОФ. Сириус хочет, чтобы Гарри был его приятелем, а Гарри остро нуждается в отце. Сириус не смог дать Гарри то, что ему было необходимо. Впрочем, сейчас Гарри уже перерос это.
Что касается смеха - он был слишком потрясен смертью Джеймса. В чем Гарри и Сириус очень похожи, так это в том, что у них дружеские отношения перерастают в истинно родственные привязанности. Сириус всегда относился к Джеймсу, как к брату, а Гарри считает своей семьей Рона и Гермиону. Этот момент кажется мне очень интересным. В те времена, когда я бродила по фанатским сайтам, выбирая сайт месяца (или, точнее, какого-нибудь произвольного периода), я видела комментарий, кажется, на "Магглнете". Дети писали: "Я не понимаю, почему он орет на Рона и Гермиону. Я, случается, ору на родителей, но на лучших друзей - никогда". Но Гарри просто больше не на кого орать. Было очень интересно прочитать это, потому что я не ожидала от юных читателей такой гибкости ума. Гарри очень одинок. Но мы отвлеклись от Сириуса.
Да, он смеялся. Это был горький смех. Он знал, что потерпел неудачу. Петтигрю, к которому они всегда относились несколько снисходительно (Джеймс и Сириус, по крайней мере), которому они просто позволяли крутиться рядом, был, как оказалось, на что-то способен. И прекрасно умел хранить свои секреты.
МА: Вы говорили, что во время работы над шестой книгой, что-то наполнило вас злорадным ликованием. Вы не помните, что это был за момент?
JKR: О, Боже. [Долгое молчание. Джо задумалась.] Что же это было? Вроде бы, я не собиралась никому мстить [смеется] - это уж я так, для красного слова. Но знаете, что мне очень понравилось писать? Помните комментарии Луны на квиддичном матче? [Смеется.] Вот это. Я получила массу удовольствия, работая над этой сценой.
Знаете, это ведь был последний квиддичный матч. Я писала и знала, что в последний раз описываю квиддич. Честно говоря, квиддичные матчи на время работы над книгами о ГП стали проклятием моей жизни. Они необходимы - люди ожидают, что Гарри Поттер будет играть в квиддич, но существует не так уж много вариантов хода игры и того, что в ней может случиться. А потом, в момент счастливого озарения, я подумала, что матч может комментировать Луна, и это был просто подарок судьбы. Я сама примерно так же комментирую спортивные состязания, потому что я… [смеется]. В общем, это так.
МА: Это очень смешной момент. Она забавная.
JKR: Мне нравится Луна. Очень нравится.
ЕС: Почему Дамблдор позволяет Пивзу оставаться в замке?
JKR: Не может вышвырнуть его вон.
ЕС: Это же Дамблдор, он может все!
JKR: Нет, нет, нет. Пивз - как сухая гниль. Можно, конечно, попытаться бороться с ней, но она уже въелась в здание. И если вы попробуете прогнать Пивза, вы зайдете в тупик.
ЕС: Но Пивз слушается Дамблдора…
JKR: Якобы.
MA: Якобы?
JKR: Ну да. Для меня Пивз - нечто сродни проблеме с трубами в старом доме. Дамблдор лучше других управляется с гаечным ключом и система несколько недель работает получше, но потом трубы снова начинают подтекать. А скажите честно, вы хотите, чтобы Пивза выгнали?
MA: На месте Гарри, наверно, хотела бы, но как читатель считаю его очень забавным. Он стал нравиться мне еще больше после того, как начал слушаться Фреда и Джорджа в пятой книге.
JKR: Да, это было забавно. Мне этот момент доставил массу удовольствия. Очень порадовал.
ЕС: Когда после выхода книги я подписался на рассылку "Магглнета", как минимум у четверых или пятерых была подпись "Устрой ей веселую жизнь за нас, Пивз".
JKR: [Смеется] Да, Амбридж - достаточно злобный персонаж.
MA: Она оправилась после болезни?
JKR: Она по-прежнему в министерстве.
MA: И мы с ней еще встретимся? [Джо кивает.] У вас был зловещий вид, когда вы кивнули.
JKR: Да, ее так приятно мучить, что я не могу удержаться, чтобы не помучить ее еще немного напоследок.
ЕС: На "Магглнете" конкурс "Спроси Джо" выиграл Азриал, которому 22. Он спрашивает: "Какой вид примет боггарт, оказавшись перед Волдемортом?"
JKR: Волдеморт боится смерти, постыдной смерти. Точнее, он считает, что смерть - сама по себе позорна и унизительна. Он считает смерть позорной человеческой слабостью. Главный его страх - смерть, но как боггарт покажет это? Я точно не знаю. Я размышляла над этим, потому что знала, что вы зададите этот вопрос.
ЕС: Труп?
JKR: Вот и я считаю, что он увидит себя мертвым.
ЕС: Когда стало ясным, что выигрывает именно этот вопрос, я начал получать десятки писем о том, что я не должен задавать его, потому что ответ очевиден. Только вот "очевидный" ответ в них был разным. Некоторые были уверены, что боггарт превратился бы в Дамблдора, некоторые - что в Гарри Поттера, другие были уверены, что правильный ответ - смерть. Тогда еще пара вопросов из той же серии: а что он увидел бы в Зеркале Еиналеж?
JKR: Себя - всемогущего и вечного. Это именно то, чего он хочет.
ЕС: А что увидел бы Дамблдор?
JKR: Я не могу ответить на этот вопрос.
ЕС: А каков боггарт Дамблдора?
JKR: Этого я тоже не могу сказать, но вы сами можете догадаться, внимательно прочитав шестую книгу.
MA: Если бы Гарри посмотрел в Зеркало в конце шестой книги, что он увидел бы?